тут

Серпуховские художники продолжение

Обращаясь к традиционным жанрам живописи, молодые художники шли путём переосмысления и поиска, что характерно для них и сегодня. И в этом им помогало наследие не только русского, но и мирового искусства. Первая экспозиция Выставочного зала в 1995, на которой были представлены все художники города,

была похожа на красочную палитру, с множеством цветов и оттенков.

 

Так работы Е. Шатова, Н. Зудова, Т. Кодоева, выпускников Суриковского института, тяготеют к монументальности композиционного построения, лапидарности рисунка, строгости формы, широте живописного мазка. Рано ушедший из жизни Шатов представитель "сурового стиля", высокой живописной профессиональности. Монументальность и значимость его жанровых картин, делает их историческими по сути. Николай Зудов мастер классической композиции и живописной манеры, всегда требовательный к своему творчеству. Диапазон его работ широк, от тонких наполненных лирикой пейзажей до суровых и строгих портретов и жанровых композиций. Кодоев художник эмоциональный, удивительно красивой цветовой гаммы, создаёт мажорные образы окружающего мира, сочетая общее и индивидуальное.

Интересны представители других художественных школ. Верный романтической теме войны 1812 г. Б. Филин, погружает зрителя в мир цвета, насыщенного красочного мазка. Смелые, оригинально построенные, разнообразны по цветовому решению, наполненные глубоким интеллектуальным и символическим смыслом произведения А. Щеннникова. Увлечен постимпрессионизмом П. Лазарев, основным средством выражения, носителем эмоционального содержания его работ являются смелые и открытые цветовые аккорды. Яркий, несущий жар грузинской живописи, создающий форму предельно насыщенным цветом А. Пименов, выпускник Тбилисской Академии Художеств. Контрасты цветовых сочетаний, выразительная фактурность мазка, сочная декоративность придают драматизм картинам В, Ходякова. Всегда стремящийся к передаче материальной красоты окружающего мира, обращаясь к заведомо прозаичным предметам и мотивам, А. Курочкин, утверждает право каждой вещи быть эстетически значимой. Работы Т. Рыжовой с эмоционально насыщенным цветом, переносят нас в мир мечты, гармонии и поэтических грез. Изысканно-графические, с элементами модерна произведения Н. Бурдьжина. Мягкие цветовые нюансы определяют лирические пейзажи А. Простякова. В работах Ю. Кучинова, в пейзажах и натюрмортах ясная и внятная гармония, естественная простота цветовых решений. Созерцательное восприятие и повествовательность сочетаются в картинах В. Кузьминова. О серпуховских живописцах можно говорить много, но ограниченные рамки статьи не позволяют этого.

Многие живописцы значительное внимание уделяют и графике, работая пастелью, акварелью, например Кучинов, Курочкин, Рыжова, но есть мастера, для которых этот вид искусства основной.

Хорошим   офортистом   был   П.   Мураткин.   В    совершенстве   владеет графической   и акварельной техникой А. Митрюхин, создавая изысканные в цветовом отношении листы.

Легкие акварели С. Шульца вызывают ассоциации с работами старых мастеров. Сказочно-ажурные и одновременно лубочные монотипии И. Шумилкиной. Художник Карабанов В. Работает в разных графических техниках, смело использует в композициях.

Приемы старинных гравюр. Декоративно-прикладное искусство традиционно связано с текстильной промышленностью. Еще в довоенные годы при Ситценабивной фабрике была создана художественная мастерская, где сложился замечательный коллектив талантливых художников. И здесь, прежде всего, необходимо назвать имена А. Хлопинского и Т. Мухатаевой. Они разработали сотни образцов для разных типов тканей. Их работы неоднократно получали призы и премии на союзных и международных выставках. В своем творчестве они продолжили лучшие традиции русского народного искусства, обогатили их новыми идеями и образами. Замечательный мастер Александрова Марина создает уникальные по технике исполнения гобелены из войлока, наполняя их пространство фантастическими формами, живописной феерией. Интересны по своему художественному решению ювелирные работы Александра Алещука.

Скульптура, как вид искусства, не получил в Серпухове должного развития. С художественной жизнью города связано творчество известного русского советского скульптора Нины Николаевны Мухатаевой, постоянной участницей музейных выставок. Ее скульптуры хранятся в нашем музее. Известным в городе был скульптор Анатолий Яковлевич Певзнер. Он в основном работал в жанре портрета. Портреты А.С.Пушкина и Героя Великой Отечественной войны Олега Степанова внешне описательны, но обладают индивидуальной характеристикой. Творчество серпуховского скульптора Е. Смирнова включает декоративную и мелкую пластику. Он одинаково хорошо чувствует и дерево, и металл, керамику. В его руках они становятся послушными и теплыми.

Картина художественной жизни города была бы неполной без упоминания большой группы самодеятельных художников. Большая часть из них работает или работала художниками-оформителями - К.Нестеров, В. Ломаско, Е.Лесников. Одни занимались живописью с детства, сначала в изостудии, затем в Заочном Народном Университете им. Крупской, другие пришли в искусство очень зрелыми людьми. Удивительной добротой и лиричностью веет от работ Мишковского и Волошина. Не выходя за рамки, их работы обладают притягательностью народного искусства. Произведения Нестерова трудно назвать самодеятельными. Его реалистические и абстрактные композиции выполнены мастерски, профессионально. Многопланово творчество Ломаско В. - живопись, графика, дизайн, металл, сложнейшая техника маркетри. В каждом виде искусства он добивается выразительности. Замечательны и поэтичны пейзажи Е. Лесникова, Н. Буянова, А.Помялова. Всех самодеятельных художников объединяет желание писать, рисовать, стремление выразить себя.

В последние годы появилась возможность получить художественное образование и в Серпухове. И это не только Детская художественная школа, в которой преподают опытные педагоги Л. Алещук,0. Лазарева, ученица А. А. Бузовкина Л. Кочеткова.

Открылось художественное отделение в Областном Педагогическом колледже.

Здесь  молодое   поколение   учат     мастерству     известные   художники, о   которых говорилось выше   -   Курочкин, Кодоев, Простяков, и   более   молодые     Е.   Ипатов, Е. Зудилина,Е. Ипатова.

Важным событием в культурной и художественной жизни города стало открытие выставочного зала. Его площади позволяют проводить ретроспективные и мемориальные экспозиции не от случая к случаю, а планомерно и регулярно, знакомить серпуховичей    с    творчеством     наших     художников.     Постоянно сменяющиеся экспозиции, встречи с художниками играют важнейшую роль в эстетическом воспитании молодежи, подрастающего нового поколения художников, которые творчески активны и смелы, наравне со старшими участвуют в выставках самого разного уровня. Например, молодой и талантливый график Виктория Ломаско. Её акварели отличаются тонкими красочными оттенками, а графика красивым ритмом. Художник дизайнер - прикладник. Яна Яновская создаёт смелые и необычные по композиции работы. Эта неразорванная связь поколений - залог будущего художественной жизни Серпухова.

Искусствовед,

Член союза художников России.

Топурия Наталла.