Серпуховские художники. Старые города обладают тем, необъяснимым очарованием которое воздействует на людей помимо их воли: кривые улочки, резные наличники, узорные дымники, маковки церквей, старые стены - эти свидетели прошлого, давно минувшего, входят в сознание с детства. Таков и город Серпухов. Эхо истории звучит в названиях старых улиц, в стенах древней крепости, будто задремавшей от исторической усталости на Соборной горе. Широкая Ока, серебристая лента Нары, с отражающимися в ней мостами и соборами, холмы и пригорки придают городу особую живописность, рождая чувство прекрасного, эстетического сопереживания мира, желание этот мир изобразить. И, наверное, неслучайно так много живет и работает в городе творческих людей. Этому способствует и музей с прекрасной коллекцией произведений старых мастеров. Художественная жизнь Серпухова имеет замечательную "родословную", которая уводит нас в глубину веков.
В далекие времена, в пойме Оки и Нары, жило славянское племя вятичей. Вятичи занимались не только охотой и рыболовством, они умели обрабатывать железо, изготовлять из него различные изделия. Вятичи были хорошими гончарами. Они заложили основы ремесел, которые в последствии получат развитие на Серпуховской земле. "Ремесло" и "искусство" на протяжении многих веков были понятиями неразделимыми. И мы можем сказать, что "родословная" художественной культуры Серпухова старше самого города. При князе серпуховском Владимире Андреевиче Храбром художественная культура получила новый импульс. В городе процветали кузнечное, ткацкое, гончарное ремёсла. Трудились ювелиры. Церковная утварь, оклады книг, украшения, свидетельствуют о владении сложными ювелирными приемами. Дошедшие до нас произведения ювелиров, вышивальщиц говорят о высоком художественном уровне. Наличие белого камня способствовало развитию белокаменной резьбы. В монастырях переписывали книги, писались иконы для местных храмов, переводчики переводили книги с греческого и латинского. На протяжении веков в Серпухове велось каменное строительство, тесно связанное с традицией московского зодчества, но особенности декора, архитектурно-пространственного решения содержат элементы, позволившие исследователям говорить о существовании местной школы зодчества. Сменялись века, идеи и эстетические пристрастия. Серпухов в веренице времени не утратил своего творческого потенциала. И как важно бывает появление, в этом потоке, личности яркой, творческой, личности в судьбе которой, как в зеркале отразилось дыхание эпохи, личности, которая связала культурную жизнь маленького провинциального города с большим миром. Таким человеком был Александр Андреевич Бузовкин. Без преувеличения можно сказать, что с него началась современная художественная жизнь Серпухова. Александр Андреевич Бузовкин родился в 1866 году. Его родиной была деревня Протасово в Тульской губернии. В многодетной и бедной семье об искусстве никто не думал. Однако желание рисовать появилось уже тогда. Первые творческие шаги Александра Андреевича связаны с иконописью. В 1902 году он поступил в иконописную мастерскую. Это была хорошая школа художественного ремесла, но мечталось о другом. Поворотной в его судьбе стала встреча с преподавателем рисования тульской гимназии М. М. Галкиным, с которой началось приобщение к большому искусству. В 1906 году Бузовкин покинул Тулу и переехал в Москву. Жизнь в столице полная лишений и скитаний не остановила стремления получить художественное образование. И в 1907 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое закончил в 1913г. Училище было центром демократического искусства. Его непосредственными педагогами были А. Архипов, Н. Касаткин и К. Коровин. В студенческие годы пришло понимание всей ответственности художника, творца перед обществом. Сразу после революции, Бузовкин начал работать, как плакатист, в художественной мастерской Отдела Просвещения при Моссовете вместе с Герасимовым С.Чекрыгиным и другими. Там же сотрудничал и А. Н. Толстой. Как и многие современники, Александр Андреевич входил в разные творческие объединения -"Всехудожник" и "Московское товарищество художников". Когда был создан Союз Художников СССР, он стал одним из первых его участников. В 1918 году А. А. Бузовкин переехал в Серпухов, где была прожита большая часть его творческой жизни. Активно включившись в общественную жизнь города, руководил на протяжении сорока лет оформлением улиц и площадей к праздникам, работал в отделе Народного Образования при Горисполкоме, принимал активное участие в создании историко-художественного музея и был его первым директором, создавал изостудии, закладывая тем самым основы художественно - эстетического образования и просвещения молодежи в Серпухове. В деревне где была его мастерская, организовал колхоз и народный дом-клуб, а при нём драмкружок. Творческое наследие мастера разнообразно - пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые композиции. В Серпухове было написано самое значительное произведение "Андрей Рублёв" (1954, Г.Т.Г; вариант - 1957, Серпуховский историко - художественный музей.) Эта картина приобрела значение символа подмосковной живописи. Александр Андреевич Бузовкин много сил отдавал педагогической деятельности. Воспитал целую плеяду учеников, сумел вдохнуть в них творческое начало. Обладая удивительным чувством творческой и человеческой ответственности, доброты и бескорыстия, он не только учил их мастерству, не только приобщал их к миру прекрасного, но и помогал им. Это ощущали и ученики, и люди знавшие его. Старшее поколение серпуховских художников в той или иной степени связаны с именем Бузовкина, даже те, кто у него не учился, испытывали на себе влияние и обаяние личности мастера. В изостудии при мастерской Мособлхудожфонда РСФСР, которой руководил Александр Андреевич, молодежь получала основательную подготовку по рисунку, живописи и композиции. Полученные знания и мастерство позволили им работать в серпуховском филиале художественной мастерской Художественного фонда РСФСР. На протяжении многих лет Абрамов В.Н., Басов И.Н., Гончаров К.К., Дементьев Е.Е., Конопатиков В.С., Дузьминов Б.Е., братья Николаевы, и многие другие оформляли различные учреждения и предприятия, городские праздники. Оформительская работа не мешала им совершенствоваться, работать творчески. Многие нз них продолжили свое образование в разных художественных Вузах и училищах страны. Война не прошла стороной художников города, среди них есть ветераны Великой Отечественной войны. Не вернулись с фронта ученики Бузовкина -Константин Татарников и Леонид Карташев. А. А. Бузовкин был инициатором первых художественных выставок в городе, что очень важно для творчества. С открытием музея, который был на протяжении многих лет родным домом" для людей творческих, от юных до зрелых, выставки проводились в его залах. Уже в середине 1920-х годов состоялась первая выставка, в которой принимали участие и учитель, и ученики. Выставка - это и творческий отчет, и своеобразная школа мастерства. Благодаря выставкам стала пополняться коллекция отдела современного искусства музея. Появились и первые коллекционеры, начавшие собирать работы местных мастеров. Творчество серпуховских художников неотделимая часть художественной жизни Подмосковья, Москвы и всей страны. Для современного изобразительного искусства характерна многоликость тенденций, направлений, истоков. В полной мере это относится и к Серпухову. В городе работают живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры, мастера декоративно - прикладного искусства. Создание в 1946 году Московского Областного Союза Художников (МООСХ) активизировало художественную жизнь Подмосковья, и Серпухова в частности. Многие мастера получили возможность показывать свои работы в столичных залах на зональных и общероссийских выставках, стали членами МООСХа. Как и в Подмосковье, так и в Серпухове - живопись традиционно считается главным видом пластических искусств. Живописцы самая многочисленная группа серпуховских художников. В их произведениях сконцентрировались наиболее характерные черты подмосковного искусства - эмоциональность, чувственное восприятие мира, сопричастность истории, продолжение лучших традиций русского реалистического искусства, жанровое и тематическое разнообразие. Повествовательное начало, стремление к подробному рассказу и показу в жанровых работах, лиризм и следование точности в передачи натуры в пейзаже, жизненная правдивость, социальная окраска портретов - характерны для мастеров старшего поколения. Таковы работы И. Аристова,А. Мосолова,И. Басова,С. Голубятникова.Е. Дементьева В. Ковалёва,братьев Е. и М. Николаевых и Б. и В. Кузьминовых, В. Конопатикова, Абрамова В. и других. И.Н.Аристов и А.Н.Мосолов смело обращались к исторической теме. Работы "Спасение знамени", Аристова, " В подпольной типографии", "Город Серпухов XIV в. ", Мосолова - написаны в лучших традициях русской реалистической живописи. В 60-е - 70-е годы в коллектив серпуховских художников вливается молодое поколение, представители разных художественных школ, внесшие в общую картину художественной жизни многоликость, новую струю, новые идеи, иные творческие методы. |